Определение от 21.10.2021 по делу А13-4848/2020 (307-ЭС21-8546)
Фабула дела:
ИП (Арендодатель) и Общество (Арендатор) заключили договор аренды нежилого помещения.
Срок аренды по договору составляет 7 лет, начиная с момента его государственной регистрации.
Стороны заключили дополнительное соглашение, которым изменили размер подлежащей уплате постоянной части арендной платы.
Общество обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации указанного дополнительного соглашения, приложив к нему платежное поручение, подтверждающее уплату государственной пошлины в размере 1 000 руб..
В ответ на данное заявление Управление направило Обществу уведомление, в котором сообщило о возврате документов без рассмотрения в связи с отсутствием в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах сведений об уплате государственной пошлины и документа об уплате государственной пошлины в размере 22 000 руб., установленном подп.22 п.1 ст. 333.33 НК РФ.
Общество обратилось в суд, так как оно посчитало, что данное уведомление не соответствует действующему законодательству, поскольку государственная пошлина была уплачена в надлежащем размере.
Позиция судов:
Суды трёх инстанций удовлетворили иск.
Суды исходили из того, что дополнительное соглашение к договору аренды об изменении размера арендной платы не является самостоятельным основанием возникновения права аренды и влечет лишь необходимость внесения изменений в записи ЕГРН.
Суды пришли к выводу, что размер государственной пошлины за государственную регистрацию такого дополнительного соглашения определяется подп.27 п.1 ст.333.33 НК РФ и составляет 1 000 руб.
Позиция Верховного суда:
При государственной регистрации Дополнительного соглашения к договору аренды недвижимого имущества применяется порядок, предусмотренный для государственной регистрации данного договора.
Учитывая, что дополнительное соглашение к договору аренды недвижимого имущества является сделкой, подлежащей государственной регистрации в соответствии с ГК РФ и Законом № 218-ФЗ, за государственную регистрацию такого дополнительного соглашения уплачивается государственная пошлина в размерах, установленных подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, то есть для организаций – 22 000 рублей.
То обстоятельство, что при государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды объекта недвижимости в ЕГРН не вносится новая запись о сделке, а лишь изменяется существующая запись, по общему правилу не может служить основанием для вывода об уплате в рассматриваемой ситуации государственной пошлины, предусмотренной подп. 27 п. 1 ст. 333.33 НК РФ в размере 1 000 рублей.
Представленное на государственную регистрацию дополнительное соглашение изменяет размер арендной платы. Такого рода соглашение подлежит обязательной государственной регистрации, поскольку является неотъемлемой частью договора аренды и изменяет содержание и условия обременения, порождаемого договором аренды.
Судебные акты отменены, в удовлетворении требования Общества отказано.
Фабула дела:
ИП (Арендодатель) и Общество (Арендатор) заключили договор аренды нежилого помещения.
Срок аренды по договору составляет 7 лет, начиная с момента его государственной регистрации.
Стороны заключили дополнительное соглашение, которым изменили размер подлежащей уплате постоянной части арендной платы.
Общество обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации указанного дополнительного соглашения, приложив к нему платежное поручение, подтверждающее уплату государственной пошлины в размере 1 000 руб..
В ответ на данное заявление Управление направило Обществу уведомление, в котором сообщило о возврате документов без рассмотрения в связи с отсутствием в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах сведений об уплате государственной пошлины и документа об уплате государственной пошлины в размере 22 000 руб., установленном подп.22 п.1 ст. 333.33 НК РФ.
Общество обратилось в суд, так как оно посчитало, что данное уведомление не соответствует действующему законодательству, поскольку государственная пошлина была уплачена в надлежащем размере.
Позиция судов:
Суды трёх инстанций удовлетворили иск.
Суды исходили из того, что дополнительное соглашение к договору аренды об изменении размера арендной платы не является самостоятельным основанием возникновения права аренды и влечет лишь необходимость внесения изменений в записи ЕГРН.
Суды пришли к выводу, что размер государственной пошлины за государственную регистрацию такого дополнительного соглашения определяется подп.27 п.1 ст.333.33 НК РФ и составляет 1 000 руб.
Позиция Верховного суда:
При государственной регистрации Дополнительного соглашения к договору аренды недвижимого имущества применяется порядок, предусмотренный для государственной регистрации данного договора.
Учитывая, что дополнительное соглашение к договору аренды недвижимого имущества является сделкой, подлежащей государственной регистрации в соответствии с ГК РФ и Законом № 218-ФЗ, за государственную регистрацию такого дополнительного соглашения уплачивается государственная пошлина в размерах, установленных подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, то есть для организаций – 22 000 рублей.
То обстоятельство, что при государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды объекта недвижимости в ЕГРН не вносится новая запись о сделке, а лишь изменяется существующая запись, по общему правилу не может служить основанием для вывода об уплате в рассматриваемой ситуации государственной пошлины, предусмотренной подп. 27 п. 1 ст. 333.33 НК РФ в размере 1 000 рублей.
Представленное на государственную регистрацию дополнительное соглашение изменяет размер арендной платы. Такого рода соглашение подлежит обязательной государственной регистрации, поскольку является неотъемлемой частью договора аренды и изменяет содержание и условия обременения, порождаемого договором аренды.
Судебные акты отменены, в удовлетворении требования Общества отказано.